Помощь
Нашли ошибку?
X

Ваш Email (необязательно):
Я согласен с Политикой конфиденциальности
Загрузка
Идет отправка сообщения
Сообщение отправлено
Не заполнен текст сообщения!
 

Обзор теорий лидерства

лидерство как феномен Феномен лидерства интересовал не одно поколение мыслителей, ученых, исследователей. И никогда среди них не было единых взглядов на определение, сущность и природу данного феномена. Однако развитие представлений о лидерстве, экспериментальные наработки послужили тому, что в теории лидерства последовательно один за одним сформировались четыре основных подхода к пониманию лидерства. При этом каждый из последующих уже представлял собой более зрелую позицию, основанную на наработках предшественников. Итак, какие теории лидерства существуют? В теории лидерства выделяют четыре подхода:

1) с позиции личностных качеств

2) поведенческий

3) ситуационный

4) лидерство на основе эмоционального интеллекта.

Подход с позиции личностных качеств (1930-1950 гг.)

Согласно теории личностных черт или теории великих людей, выдающиеся лидеры обладают определенным набором личностных качеств, например такими, как уровень интеллекта, яркая внешность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, надежность, активность и др. Однако исследования показали, что лидеры различались между собой по выделенным качествам и по-разному проявляли себя в зависимости от ситуации (Стогдилл, 1948)

Поведенческий подход

Сторонники поведенческого подхода считали, что эффективность лидера определяется стилем руководства, т.е. привычной манерой поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и способствовать достижению поставленных целей. Курт Левин первым описывает 3 стиля руководства (поведения лидера): авторитарный, демократический, либеральный. Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы никаких полномочий группе не делегируется. Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении ответственность не концентрируется, а распределяется.

Либеральное руководств о характеризуется минимальным участием руководителя группа имеет полную свободу принимать самостоятельные решения. В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным, при либеральном руководстве объем работы уменьшается, ее качество снижается, появляется больше игры и при опросах предпочтение отдается демократичному руководителю.

Дуглас МакГрегор разрабатывает теорию Х и теорию У, известную нам также как теория Кнута и пряника . Согласно теории :

1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Согласно теории :

1. Труд процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Рэнис Лайкерт и его коллеги из Мичиганского университета разрабатывают модель лидерства, согласно которой существует две ориентации руководителя: либо на работу, либо на человека.

В дальнейшем он выделил 4 стиля лидерства:

1) эксплуататорско-авторитарный (ориентирован на задачу, жесткий и авторитарный лидер)

2) благосклонно-авторитарный (отношения авторитарны, но присутствует также ограниченное участие подчиненных в принятии решений)

3) консультативно-демократический (отношения руководителя и подчиненного в значительной степени доверительны и открыты)

4) основанный на участии (подчинённые принимают участие в принятии решений). По мнению Лайкерта, лидерство, основанное на участии, наиболее эффективно, однако, как показали дальнейшие исследования, не всегда.

лидерство как феномен группового развития Группа ученых университета штата Огайо, развивая идеи МакГрегора и Лайкерта, провели ряд исследований и внесли существенное дополнение. Предыдущее деление руководителей на субъектов, ориентированных только на работу, и только на людей, оказывается неверным! Было выявлено, что руководитель может проявлять различную степень внимания к подчиненному и структурированию проблем. Управленческая решетка Блэйка-Мутона была разработана на основе идей ученых из штата Огайо.

За основу были взяты 2 оси забота о человеке и забота о производстве , различное соотношение координат которых определяло один из 5 стилей руководства:

1. Страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

2. Дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.

3. Авторитет подчинение. Руководитель заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.

4. Организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс между эффективностью и хорошим моральным настроем.

5. Команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность. Наиболее эффективным стилем руководства с точки зрения авторов было поведение руководителя в позиции 

Ситуационный подход

Отражает тот факт, что на эффективность лидера влияют не только личностные качества и стиль руководства, но и различные ситуационные факторы, например такие, как потребности и личные качества подчиненных, характер задания, влияние среды, наличие у руководителя информации. Другими словами, руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Данный подход оказался наиболее эффективным с точки зрения практики управления. Его представляют четыре ситуационные модели:

ситуационная модель руководства Фидлера

подход Митчела и Хауса путь цель

теория жизненного цикла Херси и Бланшара

модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.

Ситуационная модель руководства Фидлера

Фидлер считает, что каждой ситуации соответствует свой наилучший стиль поведения руководителя, но руководитель не может менять свой стиль в зависимости от ситуации. В своей модели Фидлер развивает идеи о лидере, ориентированном на задачу, и лидере, действующем через отношения, но он вводит 3 фактора, влияющие на ситуацию:

1. Отношения руководителя и подчиненных: хорошие (лояльность, доверие, симпатия) и плохие.

2. Структура задачи: структурированная задача (четкость постановки, привычность для подчиненного) и неструктурированная.

3. Должностные полномочия руководителя: сильные (у руководителя много формальной власти, полномочий, может вознаграждать подчиненного) и слабые.

Таким образом, Фидлер выделяет 8 ситуаций, в каждой из которых наиболее эффективен один из стилей лидирования, ориентированный на задачу (т.е. четкое принятие решений, постановка целей, жесткий контроль над подчиненными), или же ориентированный на человеческие отношения (т.е. путем мотивации и поддержки сотрудников). На практике данная модель может эффективно использоваться, например, при расстановке кадров.

Подход путь цель Митчела и Хауса

Согласно данной модели руководитель может влиять на подчиненных в процессе их пути к достижению цели. На разных отрезках пути движения к цели в зависимости от ситуации и потребностей подчинённых лидер применяет один из четырёх стилей руководства.

1. Инструментальный стиль

(аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу) проявляется в том, что подчиненным сообщают, чего от них хотят, дают им конкретные указания, что и как нужно делать, тем самым делая роль руководителя группы понятной всем. Руководитель составляет графики работы, поддерживает определенные стандарты исполнения, просит подчиненных придерживаться правил и процедур. Стиль используется, когда подчиненные готовы выполнить задачу, ждут только указания начать , а также в случаях, в которых характер задачи не вполне однозначен.

2. Стиль поддержки

(аналогичен стилю, ориентированному на человека или на человеческие отношения) характеризуется заботой руководителя о потребностях и благополучии подчиненных. Руководитель поддерживает приятную атмосферу, заботится об условиях труда, он демократичен и открыт. Даже в мелочах такой руководитель старается сделать труд работников более приятным, общение происходит на равных. Стиль эффективен, когда подчиненные нуждаются в самоуважении и приобщении интересам компании.

3. Стиль, поощряющий участие

, характеризуется тем, что руководитель делится имеющейся у него информацией со своими подчиненными и использует их идеи и предложения для принятия решений. Сильный акцент делается на консультации. Он эффективен в случае, когда для подчиненных важны цели компании и они стремятся участвовать в процессе управления.

4. Стиль, ориентированный на достижение

, характеризуется постановкой перед подчиненными довольно трудоемкой цели, ожиданием, что они будут работать в полной мере своих возможностей. Руководитель стимулирует подчиненного к постоянному повышению индивидуального результата, одновременно поддерживает уверенность в способности к сверхэффективной работе. Стиль эффективен в том случае, когда подчиненные стремятся к высокому уровню достижений и уверены в том, что способны достичь такого уровня.

Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона

Модель Врума-Йеттона больше ориентирована не на стиль лидерства, а на принятие решений, при этом она подчеркивает отсутствие универсального способа влияния на подчиненных. Выбор стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений.

Согласно данной модели, руководитель выбирает один из пяти стилей руководства, ориентируясь на помогающие ему в этом древо решений и 7 вопросов: 5 стилей принятия решений по Вруму-Йеттону:

Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у Вас на данный момент информацию.

Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных и затем сами решаете проблему. Получая информацию, Вы можете сказать или не сказать своим подчиненным, в чем состоит проблема. Роль Ваших подчиненных в принятии решений предоставление необходимой информации, а не поиск или оценка альтернативных решений.

Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу. Затем Вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние Ваших подчиненных.

Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем Вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние Ваших подчиненных.

Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе Вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия (консенсуса) касательно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь повлиять на группу, чтобы она приняла Ваше решение, а хотите принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.

лидерство как феномен малой группы Лидерство на основе модели эмоционального интеллекта

Данная концепция считается самой молодой, она была разработана Д.Гоулманом, профессором Чикагского университета в 1980-90 гг. 20 века. Согласно данной концепции, эффективное лидерство означает управление эмоциями других людей.

Лидер, обладающий высоким эмоциональным интеллектом, обладает способностью осознавать собственные чувства и чувства других людей, а также управлять ими.

Навыки и компетенции лидера с высоким эмоциональным интеллектом:

Осознание собственных чувств умение замечать и осознавать свои чувства, тонко дифференцировать их. Управление собственными чувствами умение справиться с разрушительными импульсами и контролировать негативные эмоции гибко приспосабливаться к ситуации, настроить себя на нужный лад на победу, выигрыш и т.д. Осознание чувств другого человека умение проявлять эмпатию (сопереживание чувствам других людей), понимание и быть участливым.

Управление чувствами других людей умение оказывать эмоциональное воздействие в различных ситуациях взаимодействия с подчиненными, влиять и воодушевлять, урегулировать конфликты, создавать команду и укреплять командный дух, укреплять и поддерживать личные взаимоотношения с работниками, помогать другим в самосовершенствовании, инициировать изменения и вести работников в новом направлении.

С точки зрения теории лидерства модель эмоционального интеллекта предлагает руководителю обратить внимание на развитие и совершенствование всех четырех способностей, связанных с осознанием и управлением эмоциями и чувствами. Данная теория подтверждается целым рядом практических исследований.

Дата: 19.07.2017
Статьи рубрики Работа и образование
Курс обучение « Юрист = Деньги»
Раздел справочника:   Работа и образование
Дата: 30.07.2017

  Курс обучение « Юрист = Деньги» Образование юриста позволяет достичь и уважения в обществе и статуса обеспеченного специалиста, но — есть одно Но — лет через 10.Почему через десять? Потому что первые 5 лет Вы будете считать себя новичком, недостойным зарабатывать хорошие гонорары. Последующие 5 лет возмущаться несправедливостью и клиентов и судов, и начальника и всего вместе. Так уж нас формирует общество. В курсе « Как организовать собственный частный юридический бизнес» с сокращённым названием « Юрист =Деньги » , мы предлагаем не терять 10 лет жизни, а сразу стать бизнесменом — юристом. Кто уже имеет опыт многолетний, но готов начать собственное плаванье, тому этот курс будет не только обучением бизнесу, но и внутренней поддержкой. Расписали всё пошагово. От начала бизнеса до получения заказа и обслуживания клиента. Более 100 тем раскрыты,информация : Как заработать деньги; Отбор персонала; Привлечение клиентов; Как организовать стабильный приток клиентов; Как застраховаться от рисков наёмных юристов и от клиентов; Как находить быстро нужную правовую информацию. Подробный бизнес план ...

простая и очень отличная работа.docx. Ссылка для друзей files.mail.ru/DXMWAY
Раздел справочника:   Работа и образование
Дата: 26.02.2012

Простая и очень отличная работа.   ...

Вебинары: изнанка процесса или «Что, кому и когда необходимо сделать, чтобы успешно провести вебинар?»
Раздел справочника:   Работа и образование
Дата: 28.07.2017

 Под успешным проведением вебинара подразумеваем ситуацию, когда все те люди, которых Вы на вебинар хотите пригласить (Ваши сотрудники, клиенты, партнеры и др.), знают о его проведении в определенный день и время, имеют техническую возможность принять в нем участие, т.е их участию в вебинаре ничто не препятствует, в назначенный день собирается кворум и вебинар проходит без сбоев (все, что Вы хотите показать — видно, Вас всем слышно, связь в процессе вебинара не «отваливается», ничего не зависает и не пропадает). Итак, что нужно иметь слушателю для участия в вебинаре?     Компьютер, подключенный к интернету. Рекомендуется интернет-канал 256 кбит/с и выше, минимальные требования: 128 кбит/c.     Установленный браузер (Internet Explorer 6 и выше, Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera и др.)     Операционная система: Windows 98/ME/2000/XP/Vista/7     Наушники (или колонки) или встроенный динамик — для того, чтобы слышать голос докладчика     Web-камера для тех, кто хочет, чтобы их изображение видели ...

Эффективное новое-старое в изучении английского или как прекратить мучить наших детей (часть 2)
Раздел справочника:   Работа и образование
Дата: 19.07.2017

 ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ. Я неоднократно задавал и задаю себе вопрос. Почему за такой огромный школьный период сейчас, при наличии ... просто всего: печатные и электронные пособия, компьютерные технологии, Интернет с его огромной информационной, практической и дидактической базой - английский практически вообще не осваивается в школе? Наверное, правильнее будет сказать - не преподаётся. Никто из младших школьников не скажет сейчас (не будем принимать во внимание некоторых индивидуальностей), в каком виде английский язык конкретно ему потребуется в будущем. Но мы то знаем, что сейчас любому образованному человеку познания английского языка будут очень полезны, а, может быть, и необходимы. Школьников следует как минимум обеспечить необходимыми базовыми знаниями, от которых они смогут в дальнейшем оттолкнуться и двигаться дальше. А если принять во внимание самый маленький (!!!) 7-летний период (5-11 классы), хотя реально он включает 10 лет (2-11 классы)[1], я уверен, можно говорить и об их фундаментальных познаниях в английском языке к периоду окончания школы. В часах это выглядит ...

Объявления из категории «Образование» (посмотреть все объявления)

Дефектоскопист

60 000  руб.
Регион: Курчатов

Описание компании: ООО «Трест «РосСЭМ» является дочерним обществом и входит в контур управления АО Инжиниринговой компании «АСЭ» (предприятие в структуре Госкорпорации «Росатом»). «Трест РосСЭМ» специализируется на изготовлении и монтаже сложных металлоконструкций, выполнении строительно-монтажных работ на объектах главного корпуса АЭС. Обязанности: Диагностика объектов, а также их частей (узлов) на предмет выявления различных ...
12.04.2021  23:27
Агент по недвижимости

30 000  руб.
Регион: Железногорск

Описание компании: Корпорация риэлторов "Мегаполис-Сервис" основана в 1995 году и на сегодняшний день является одним из лидеров на рынке недвижимости не только Московской области, но и многих регионов страны. В объединение входят более 140 офисов риэлторских компаний из разных городов РФ. По результатам 2020г Корпорация риэлторов «Мегаполис-Сервис» по объему ...
12.04.2021  19:10
Удаленный менеджер техподдержки Ростелеком КЦ (возможна подработка)

25 000  руб.
Регион: Курск

Описание компании: «Мы - это часть огромной семьи «Ростелеком» - лидера телекоммуникационного рынка! Мы - это дружная команда креативных и дружных сотрудников Ростелеком Контакт-центра и мы хотим работать с тобой! Наши сотрудники ведут активный образ жизни, находят друзей по интересам, участвуют в командных мероприятиях, вместе приобретают новые знания и повышают свои ...
09.04.2021  23:04
Удаленный оператор колл-центра Ростелеком КЦ (возможна подработка)

25 000  руб.
Регион: Курск

Описание компании: «Мы - это часть огромной семьи «Ростелеком» - лидера телекоммуникационного рынка! Мы - это дружная команда креативных и дружных сотрудников Ростелеком Контакт-центра и мы хотим работать с тобой! Наши сотрудники ведут активный образ жизни, находят друзей по интересам, участвуют в командных мероприятиях, вместе приобретают новые знания и повышают свои ...
09.04.2021  23:04
Начинающий специалист контакт-центра Ростелеком КЦ (удаленка)

25 000  руб.
Регион: Курск

Описание компании: «Мы - это часть огромной семьи «Ростелеком» - лидера телекоммуникационного рынка! Мы - это дружная команда креативных и дружных сотрудников Ростелеком Контакт-центра и мы хотим работать с тобой! Наши сотрудники ведут активный образ жизни, находят друзей по интересам, участвуют в командных мероприятиях, вместе приобретают новые знания и повышают свои ...
09.04.2021  23:04
Оператор колл-центра в МТС на исходящую линию

32 000  руб.
Регион: Курск

Описание компании: МТС - ведущая компания в России и странах СНГ по предоставлению услуг мобильной и фиксированной связи, доступа в интернет, кабельного и спутникового ТВ, цифровых сервисов и мобильных приложений, финансовых услуг и сервисов электронной коммерции, а также конвергентных ИТ-решений в сфере системной интеграции, интернета вещей, мониторинга, обработки данных ...
09.04.2021  16:24
Начинающий специалист в МТС (возможна подработка)

32 000  руб.
Регион: Курск

Описание компании: МТС - ведущая компания в России и странах СНГ по предоставлению услуг мобильной и фиксированной связи, доступа в интернет, кабельного и спутникового ТВ, цифровых сервисов и мобильных приложений, финансовых услуг и сервисов электронной коммерции, а также конвергентных ИТ-решений в сфере системной интеграции, интернета вещей, мониторинга, обработки данных ...
09.04.2021  16:24